Кто Богу дороже – примерный ученик или строптивый непоседа?

2
409

 

В Павлограде есть учебное заведение, которое способно остепенить самого отъявленного сорванца, перед которым у иных родителей и учителей опускаются руки. Если бы кто чужой рассказал об этом, вряд ли бы поверил. Но около 20 лет назад сам оказался свидетелем такого преображения.
У моих друзей, людей очень образованных и интеллигентных, подрастал сынок – ну чистый ангел. И вдруг, пойдя в первый класс, изменился неузнаваемо! Представляете: уже в первом классе начал прогуливать уроки, появились какие-то сомнительные дружки.

Обескураженная мама просто с ног сбилась, уже не знала, что делать. За руку в школу водила. Но стоило ей только вернуться домой, сынуля испарялся из класса. Да и сам я сталкивался с этим обаятельным сорванцом то возле вторчермета, то в другом конце города, то на деревьях в саду типографии. Уже не говорил матери об этом – она и без того голову потеряла, не зная, что делать. По психологам своего клопа водила и т.д. Ничего не помогало.
И что примечательно: мальчишка-то очень хороший – смышленый, обаятельный, добродушный. А порой в него словно какой-то бесенок вселялся – такие коленца выкидывал… Наверное, это и было чем-то вроде синдрома гиперактивности.

Но вот прошел какой-то год, другой. И что бы вы думали?! Мальчишка изменился до неузнаваемости. Чумазый сорванец преобразился в опрятного степенного школьника, который уже за 50 метров начинал здороваться. И речь у него стала степенная, говорить с ним стало интересно.

Не удержался, спросил знакомую, что с ее сыном случилось. А она, счастливая, рассказала, что кто-то надоумил ее повести мальца в православную Воскресную школу. Мол, батюшка там замечательный, с детворой возится. С тех пор все изменилось, сына просто не узнать. Он похвальные грамоты из Воскресной школы приносил. В общеобразовательной стал отлично учиться.
Потом эта семья уехала в другой город. И, спустя несколько лет я встретил сына знакомой, который приехал в Павлоград навестить старых друзей. Он уже заканчивал престижный столичный вуз, перед парнем открывалось прекрасное будущее…
С тех пор к Воскресным школам я отношусь с большим уважением. А к школе при павлоградском кафедральном соборе, где учился герой моего рассказа, отношение особенное.

Рассказать о школе более подробно я попросил ее директора, павлоградского благочинного протоиерея Валентина Цешковского.
– За более чем 20 лет существования нашей школы, историй, подобных той, о которой вы мне поведали, наберется немало. Ведь через нее прошло около 1000 учеников, 18 из них стали священнослужителями. Мы ими очень гордимся.
Только в храмах Павлоградского благочиния в священном сане служат 11 выпускников нашей Воскресной школы: протоиереи – Евгений Демин и Сергий Зайченко (в соборе), Вадим Ивлев и Илья Чирин (в храме на Полигоне), Дмитрий Дрантюк (в храме на ПЗТО), Дмитрий Наумов (в с.Вербки), Алексей Латохин (в с.Межирич), Сергий Эчкенко (в с.Богуслав), священник Анастасий Струков (в с.Чаплынка) , а также протодиакон Антоний Ольшевский (в Успенском храме) и иеродиакон Ефимий (Макаров) (в с.Вербки). Другие наши выпускники стали настоятелями храмов в западной Украине, и даже на Дальнем Востоке России. Некоторые выпускники обучаются в семинариях.
Сейчас в Воскресной школе обучаются 120 человек. И что приятно: эти дети приходят к нам по воскресеньям. А воскресенье – фактически их единственный день, когда могут отдохнуть (ведь субботы обычно загружены: они посещают кружки, подгоняют «хвосты» – ходят к репетиторам, готовят домашние задания, пишут рефераты и т. п.).
И вот наши ребята вместо того, чтобы, как другие, подольше отоспаться, посидеть за компьютером или просто побездельничать, абсолютно добровольно встают ни свет ни заря и отправляются в Воскресную школу. Такое отношение дорогого стоит.
– А чем дети занимаются в Воскресной школе? – с этим вопросом я обратился к ответственному секретарю школы Елене Ефименко.
– Ребята приходят к храму на 9.30. Вначале, примерно полчаса, они вместе с преподавателями молятся на богослужении. После этого в классах проходит общее чаепитие и уже потом приступают к занятиям. У первого класса четыре урока, после которых занятия в двух кружках – рисование и «умелые ручки» – на выбор (причем, все кружки, как и основные занятия, у нас бесплатные). У второго класса – пять уроков и кружки. У третьего и четвертого классов – по шесть уроков…
Малыши изучают основы православной веры и Закон Божий, также у них проводятся уроки музыки. Со второго класса начинают изучать еще и церковно-славянский язык, этику, историю христианства.
А в старших классах введена литургика (основы богослужения), которую ведет священник Андрей Соснин. Преподаются также Ветхий и Новый Заветы – их читает протоиерей Евгений Демин. То есть в нашей школе дети изучают те дисциплины, которые проходят студенты духовных учебных заведений. Поэтому нашим выпускникам учиться в семинариях гораздо легче, чем тем, у кого нет за спиной опыта Воскресной школы.
Историю христианской церкви дети изучают со второго класса. Ее преподает отличный педагог с большим опытом Юрий Ляшенко. На его уроки дети очень любят ходить, ведь Юрий Васильевич не только замечательный рассказчик, но еще в роли учебных пособий он использует видео, цифровые технологии.
Кроме того, три года назад мы ввели в практику проведение общего урока (по счету это обычно четвертый урок – последний для первоклашек), когда в зале собираются все ученики школы на беседу.
На этом уроке мы решаем разные вопросы. Очень часто приходят побеседовать с ребятами батюшки, смотрим православные мультфильмы, которые дети очень любят, но по телевидению сейчас их практически не увидишь. Да и в интернете такие фильмы найти не просто. А после просмотра мы все вместе обсуждаем увиденное.
После уроков приходят руководители кружков рисования и рукоделия. И около 40 ребят остаются на эти дополнительные занятия.
Всего детей обучают семь преподавателей предметов и два человека – руководители кружков.

– Я слышал, что многие взрослые обращались в Собор Нерукотворного Спаса с просьбой открыть и для них что-то вроде воскресной школы.
– Это правда, – продолжает Елена Ефименко. – Вот уже несколько лет при школе сформирован класс для детей войны. Примерно 30 пожилых людей приходят на занятия два раза в месяц. С ними работает кто-то из священнослужителей: отец Евгений Демин или отец Андрей Соснин.

ц1
Кроме занятий они смотрят у нас православные документальные фильмы. Это им тоже по душе.
Но желающих обучаться гораздо больше, чем могут вместить наши помещения. Надеюсь, что вскоре мы сможем удовлетворить их желание духовно учиться. Дело в том, что церкви передали в аренду одно из полуразрушенных помещений, принадлежавших ранее историко-краеведческому музею. После капитального ремонта мы разместим в этом здании Духовно-культурный центр, где найдется место и под учебные аудитории для взрослых. А также для молодежного клуба.
Вообще создание Клуба православной молодежи для Павлограда – вопрос актуальный. Потому что детям, закончившим Воскресную школу, очень не хватает общения с единомышленниками.
Многим нашим выпускникам, которые уже работают и учатся в вузах и техникумах, нужно место, где они могли бы собраться, обсудить свои проблемы, поговорить на животрепещущие темы с единомышленниками. А у нас пока нет даже класса, который могли бы выделить им для этого. Все занято просто под завязку. Поэтому мы и возлагаем огромные надежды на будущий Духовно-культурный центр.

– Ну, и напоследок сообщите нашим читателям, сколько стоит обучение в Воскресной школе?
– Все занятия, экскурсии и паломнические поездки для учеников школы абсолютно бесплатные. Подарки, которые дети получают на утренниках, тоже бесплатны для родителей. Благодаря помощи церкви и Попечительского совета во главе с Артуром Мартовицким, а также благотворителя Вячеслава Поротникова, мы возим детей в паломнические поездки, организовываем для них обеды и утренники. Пусть они и скромны, зато все воспитанники у нас в одинаковых условиях – и ребята из зажиточных семей, и дети малообеспеченных родителей.
Для нас это очень принципиально: создать в Воскресной школе такие условия, в которых бы все ученики без исключения находились в абсолютно равных условиях. Чтобы у детей не возникало даже малейшего повода для появления комплекса неполноценности.
Выделять детей мы можем только по двум критериям – прилежанию в учебе и добрым делам. Особо отличившимся на итоговой линейке, посвященной окончанию учебного года, мы вручаем грамоты. Чтобы стимулировать других ребят равняться на отличников.
Но при этом и священнослужители, и преподаватели ко всем относятся одинаково хорошо, осознавая простую истину: еще неизвестно, кто Богу дороже – примерный ученик, или непослушный непоседа. Ведь все мы помним евангельскую историю о благоразумном разбойнике, который, покаявшись, первый из людей вошел в Царство Небесное.
Игорь Захарук, фото Елены Тищенко

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ