Как избавиться от ядовитой шахтной породы и заработать большие деньги, – точно знают в ДТЭК Энерго

1
423

Строительство новых дорог увлекает сегодня многих. Есть интересные предложения, которые граничат с открытиями. Как превратить то, что валяется под ногами, если не в золото, то хотя бы в керамогранит и бетон,- об этом рассказывали во время встречи представителей ДТЭК Энерго  и дорожников, которая проходила в режиме zoom-конференции 1 ноября.  В рамках «Платформы дорожных инноваций”  специалисты обсуждали вопрос использования угольной породы в дорожном строительстве и создания такого пилотного проекта.

– То, что мы когда-то считали отходами, сегодня становится ресурсами, –  заверила руководитель проектной группы трансформации угольных регионов ДТЭК Алина Зуйковская. – Чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, важно понимать, какие технологии будут внедряться. Главная задача компании ДТЭК Энерго на сегодня – помочь трансформироваться общинам угольных регионов, которые энергетически и экономически зависят от работы угольных предприятий тепловой генерации, в том числе, использовать все то, что можно считать ресурсом.Как избавиться от ядовитой шахтной породы и заработать большие деньги, -  точно знают в ДТЭК Энерго

– В процессе добычи угля на поверхность земли вывозится порода на породные отвалы, – рассказал менеджер отдела экологии дирекции оперативных улучшений и промышленной безопасности ДТЭК Энерго Владислав Вернигора. – Сегодня отвалы имеют плоскую форму с высотой до 60 м. При этом требуются значительные площади для отчуждения земель, что делать год от года сложнее – земля имеет своих хозяев. К тому же, на старых отвалах можно наблюдать самовозгорание породы: в воздух выделяются вредные вещества, жители близлежащих поселков лишены комфорта для проживания; происходит загрязнение подземных водоносных горизонтов.

В Украине насчитывается более 1000 породных отвалов. За 2020 г. образовано более 14 млн тонн – это существенный ресурс, которым надо воспользоваться в современной экономике.

Породу можно разделить на 2 вида:

– перегоревшая порода, имеющая высокие прочностные характеристики;

– не перегоревшая порода с низкими прочностными характеристиками, которая может быть использована для изоляции земляного полотна от атмосферных осадков или воздействия подземных вод.

Компанией ДТЭК активно используется 16 породных отвалов, 5 илонакопителей, в которых сосредоточено порядка 230 млн тонн отходов. За 2020 г. наработано 6,8 млн тонн угольной породы и 2 млн тонн мелкофракционных отходов после углеобогащения на ЦОФ.

Приоритетные направления использования породы:

– использование породы в дорожном строительстве,  – позволяет избавиться от породных отвалов, снизить техногенную нагрузку на угледобывающие регионы;

– производство керамических стеновых материалов, требующее серьезных капиталовложений;

– использование породы, как добавки к цементу;

– производство бетонов и геобетонов и пр.

Согласно мировому опыту  шахтная порода используется в Чехии, Германии, Польше, Великобритании.

Есть такой опыт и в Украине. При подготовке Евро-2012 шахтная порода использовалась при строительстве автодорог в Донецкой области.  Но, как отмечает Владислав Вернигора, особенностью использования шахтной породы при строительстве дорожного полотна не следует забывать, что углерод в породе при длительном хранении окисляется и самовоспламеняется. При создании дорожных насыпей более 5 метров в высоту необходимо создавать пожароизолирующий слой для безопасности эксплуатации дорожного сооружения.

На сегодня шахтная порода продается предприятию «Синельниковская теплоизоляция» по 600 грн за тонну.  Участники конференции предлагали  доплачивать тем, кто будет использовать породу, чтобы их заинтересовать.

Организаторы такой встречи считают, что чем раньше Украина начнет использовать новые технологии, позволяющие оптимально использовать финансовые, промышленные и природные ресурсы, наша страна быстрее сможет стать прогрессивной.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Долго думаете. На ПЗТО из подъезда выходить опасно. А вы все про дороги пишите. Дейтели.

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ