Кабмин превысил свои полномочия, ограничив права человека на свободу передвижения и свободу мирных собраний, – заявили правозащитники

0
607

Ужесточение карантинных ограничений введенных, из-за коронавируса, на территории Украины Постановлением Кабинета министров, – является незаконным. Об этом говорится в заявлении Харьковской правозащитной группы.

По сути дела, запрет выходить из дома людям, старше 60 лет, –  является, круглосуточным домашним арестом, без всякого судебного решения, – заявляют правозащитники. Это непропорциональное ограничение права на свободу, а следовательно, не только нецелесообразно, но и незаконно.

Права человека могут быть ограничены, при условии чрезвычайного или военного положения. Но в Украине не было введено чрезвычайное положение.

В заявлении говорится:

В своем Постановлении № 255, от 2 апреля 2020, Кабинет Министров Украины ограничил следующие права человека и гражданина:
право на свободу и личную неприкосновенность (статья 29 Конституции Украины), право на свободу передвижения (статья 33 Конституции Украины), право на свободу совести (статья 35 Конституции Украины), право на мирные собрания (статья 39 Конституции Украины).

Кабинет Министров Украины является высшим исполнительным органом государственной власти, в силу статьи 6 Конституции Украины может действовать только способом и в пределах полномочий, предусмотренных законом.
В Решении Конституционного Суда Украины от 18 ноября 2004 года № 17-рп / 2004 указано, что «осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную означает, прежде всего, самостоятельное выполнение каждым органом государственной власти своих функций и полномочий. Это не исключает взаимодействия органов государственной власти, в том числе предоставление необходимой информации, участие в подготовке или рассмотрении определенного вопроса и тому подобное. Однако такое взаимодействие должно осуществляться с учетом требований статей 6, 19 Конституции Украины ».

Европейский суд по правам человека в своей практике подчеркивает, что для каждого Государства, ответственного за «жизнь [своей] нации», нужно определить, грозит этой жизни «чрезвычайная ситуация в обществе», и если да, то как далеко нужно пройти, пытаясь преодолеть чрезвычайную ситуацию. Суд отмечает, что в случае публичной необходимости государство имеет право принимать меры на предотвращение угроз при условии, что такие меры строго пропорциональны ситуации и что они не противоречат другим обязательствам международного права (Mehmet Hasan Altan v. Turkey, §§ 90-91) .

Статья 64 Конституции, в дополнение к тем возможных ограничений, предусмотренных в конструкции отдельных статей Конституции по защите прав человека, устанавливает два исключительные случаи, когда права человека могут быть ограничены, – при условии чрезвычайного или военного положения.
Однако в Украине не было введено чрезвычайное положение. Зато внедреные Кабинетом Министров ограничения называются карантинными и вводятся в рамках объявления чрезвычайной ситуации на территории государства. Правовыми основаниями введения чрезвычайной ситуации является Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» ,.
В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» карантин устанавливает Кабинет Министров Украины. В решении об установлении карантина указываются обстоятельства, которые привели к этому, определяются пределы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них.
В соответствии со статьей 30 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» Кабинет Министров устанавливает карантинно-ограничительные мероприятия на территории возникновения и распространения инфекционных болезней и поражений людей.
Ни Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней», ни Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» не могут наделять Кабинет Министров Украины полномочиями ограничивать конституционные права и свободы гражданин в силу статьи 64 Конституции Украины, которая устанавливает возможность таких ограничений только в случае введения военного или чрезвычайного положения.

Конституционный Суд Украины указывает, что «элементами верховенства права являются принципы равенства и справедливости, правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу (абзац второй подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп / 2005). »
Положения вышеуказанных законов противоречат требованиям Конституции и неконституционными, ведь они устанавливают широкую свободу усмотрения органов исполнительной власти, в частности, Кабинета Министров Украины и фактически предоставляют возможность реализовывать полномочия, отнесенные Конституцией к исключительной компетенции единственного законодательного органа Украины.

Ограничения, которые были приняты Постановлением Кабинета Министров от 2 апреля 2020 года, могут быть установлены исключительно в случае введения чрезвычайного положения в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Согласно этому закону «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан …, устранение которой другими способами невозможно. Чрезвычайное положение вводится в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в частности, пандемии ».

Статья 5 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» определяет, что чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.
Постановление Кабинета Министров содержит ряд ограничений, которые не могли быть установлены при чрезвычайной ситуации и требовали введения механизма чрезвычайного положения, вводимого по решению Верховной Рады Украины.
Запрет выходить из дома людям, старше 60 лет составляет, по сути, круглосуточный домашний арест без всякого судебного решения, является непропорциональным ограничением права на свободу, а следовательно, является не только нецелесообразной, но и незаконным.

Таким образом, принято Постановление Кабинета Министров не отвечает нормам Конституции Украины (статья 3, 6, 64, 92 Конституции Украины) и является незаконным. Ограничение прав человека, установленные ней, не соответствуют принципу соразмерности и общественной необходимости и не могут быть оправданы только одной целью предотвращения распространения эпидемии коронавируса.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ