Александр Гуржий: Нужно быть на своем месте

1
410

Не многие актёры становятся известными и любимыми. Актеру театра им. Бориса Захавы это удалось. Сегодня, после двойного юбилея Александра, об этом можно сказать. Из 50-ти прожитых лет, 30 без  остатка отданы творчеству. 62 роли за 25 лет в театре им. Б.Е.Захавы, – это много или мало? 62 жизни, о которых есть что сказать.
Александр Гуржий родился в семье рабочих отец работал газоэлектросварщиком, телемастером, мама – маляром-штукатуром. Строили поселок Шахтостроителей в Павлограде.
– Помню, как впервые увидел выступление клоунов в нашем летнем театре в сквере Горького, – рассказывает Александр, – и был поражён. Это было так красиво и легко. С четырёх лет я всем говорил, что хочу стать клоуном. И это удивляло. Когда решил стать актёром, меня  отговаривали. Папа видел меня телемастером, мама – военным. К моему желанию относились с иронией. Даже учителя в школе говорили, что это не мужская профессия.
Первый раз вышел на сцену в школе. Вышел без страха, потому что очень хотелось выйти, удивить. Вырос и уже стал бояться, появилось волнение… Ты выходишь в неизвестность, как в первый раз. И нужно опять всё  пережить. Первая моя роль — роль Балды. Это было в 1974 году на юбилейном вечере, Пушкина. Я учился в пятом классе, мы ещё хором на этом вечере пели «Узника». Потом там же в школе была роль Хлестакова из «Ревизора», Паратова из «Бесприданницы».
– А когда появилась в вашей жизни театральная студия? – спрашиваю я у актёра.
– В студию я пришел в десятом классе и понял, что здесь всё по-настоящему, серьёзно. Сыграл первую роль Капулетти в спектакле «Ромео и Джульетта». Анатолий Андреевич Рева готовил меня к поступлению. Я пообещал ему вернуться назад. Учился в Днепропетровском государственном театральном училище.
В 1985 году его закончил, стал дипломированным актёром театра кукол.  Женился… и остался в Днепропетровске, работал в хоре в Днепропетровском театре оперы и балета. Но помнил, что должен вернуться.
Отработав два сезона, в 1986 году   я приехал в павлоградскую студию. Была реконструкция здания. И я понял, что если сейчас не забью хотя бы один гвоздь, то не смогу приехать на готовое. Я  вернулся, быстро вошёл в репертуар. В студии тогда денег не платили, поменял много рабочих специальностей. И только в 1991 году появилась возможность сделать меня администратором театра. В течение 10 лет я работал на сцене и приглашал зрителей на спектакли. За что получил грамоту Министерства культуры искусств Украины…
– Александр, а какая роль вам ближе из 62? – спрашиваю я у актера.
– Особой страсти к какой-то роли у меня нет. Все роли дороги, даже маленькие. К каждой я отношусь серьёзно. Ни в коем случае нельзя переиграть, перетянуть на себя одеяло. Нужно быть на своём месте. Вообще по жизни быть на своём месте необходимо, а на сцене  – это талант, мастерство, уважение к партнёру.
– Можете открыть секрет, как вы вживаетесь в роль? Ведь ваши герои такие разные: непохожие характеры, разный уровень интеллекта, материальное положение… Как добиваетесь того, чтобы зрители вам поверили?
– У меня есть много наблюдений, личных записей. Подсказывает жизненный опыт. Очень многим я обязан Анатолию Андреевичу и коллективу театра, ведь театр – это творчество коллективное. В нашей профессии важно быть чутким к происходящему в реальной жизни. Видеть реального человека, его походку, думать о человеке, почему он именно так идёт, что с ним произошло. Нужно задавать вопросы самому себе и анализировать. В этом и заключается наша работа – реального человека с его судьбой. Ведь он вышел не из-за кулис, на самом деле он вышел откуда-то с улицы и уходит  туда же опять. Нужно показывать, что с ним происходит, и куда он пойдёт, какая его перспектива. Нужно показывать, что происходит с нами.
Театр – не зеркало жизни, он увеличительное стекло. И его сверхзадача – изменить что-то в душах людей, что-то подсказать. Белинский говорил, что люди должны приходить в театр не для того, чтобы отдохнуть от жизни, а для того, чтобы её понять. Театр не решает проблемы, он только ставит вопросы. И отвечать на них  должен зритель.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ