ЗДРАВСТВУЙ, СТАРАЯ ЕВРОПА!

0
284

Европа встречала нас надписью «Речь Посполитая Польска» в Краковце на таможне. В салоне автобуса на все лады вдруг зазвучали наши мобилки, принимая сообщения о пересечении границы с приветствиями и информацией операторов связи. Подобные трели будут звучать еще трижды при въезде на территорию Германии, Бельгии и Франции.
Только оказавшись в Европе понимаешь значение слов “Европа – для люлей”: дороги, тротуары, транспорт. Еще на таможне в Краковце на лобовое стекло нашего NEO PLANа прикрепили чип, записывающий все, что происходит с этим транспортным средством: его скорость, количество остановок, обязательные через каждые 4 часа, отстой по 9 часов в сутки, и при поездке более 6 дней – стоянка на 24 часа, а еще – дорожный сбор за движение по магистрали. Европе не нужны посты ГАИ на каждом километре движение транспортных средств контролирует компьютер. Техническая остановка каждые 4 часа. И если вы двигаетесь с определенной скоростью, то именно через такой интервал посетите либо АЗС с полным комплексом услуг – евротуалет с холодной и горячей водой, душ, прачечная (стиральные и сушильные машины), магазинчики, кафешки, либо тот же евротуалет на облагороженной стоянке, но где-нибудь у дороги среди поля. И там никому в голову не придет разбить лампочку, которая включается при вашем приближении, сломать кран или сушилку для рук, которые включаются при поднесении рук (энергосбережение повсюду), или свистнуть рулон туалетной бумаги. Все здесь бесплатно, в этих придорожных туалетах. Представить нечто подобное в Украине попросту невозможно. Да и чего представлять, если на нашей родной таможне, всего в сотне метров от еврозоны, в замызганном туалете, вместо бумажных полотенец висит рулончик туалетной бумаги… И вот за это удовольствие с вас возьмут по 2 гривны.
Только мы уже в Польше. Уже читаем, поглядывая в окна, какие-то надписи на склепах стройматериалов, автозапчастей, хозяйственных, продуктовых… Здесь множество отелей для туристов. Много костелов…
И разноцветные жилые дома – розовые, желтые, голубые, зеленые. С такими же цветными кровлями без облезлых заборов. К частным 2-3-х этажным особнячкам обязательно ведет вымощенная дорожка метров 500. Во дворах запасены дрова, как поясняет гид, это выгоднее, чем топить углем или газом. Вечерами в таких домах свет горит только в одном окошке. Видимо, хозяева экономят. В городах на крышах многоквартирных домов, множество патрубков. Это дымовые каналы от каждой квартиры. Крупные котельные содержать накладно, поэтому каждый обогревается как может. Это Польша.
Немецкие усадьбы разбросаны в низинах вдали от магистральных дорог. Все строго белые домики с черными крышами. И никакого разгула эмоций. На холме близ такого населенного пункта установлено по 3-4 мощных «ветряка». А еще вдоль дорог – километровые гипермаркеты. Никаких лавченок и забегаловок.
Другое дело бельгийцы со своими уютными двориками. Основное жилье бельгийцев – в красивых трехэтажных постройках. Такое впечатление, будто все дома только-только построены и покрашены час назад. Вместо оград – подстриженные кустарники, у крыльца непременно клумба, а на окнах многих домов цветут тюльпаны и розы. Вот дом на две семьи: одна хозяйка предпочитает розовые цветочки, другая – алые. Во всем идеальный порядок. Даже бордюры, дорожная разметка и тротуары в разных тонах выглядят украшением улиц. Кстати, Бельгия – единственная страна в Европе, в которой все дороги освещены. В Польше не все. А у нас в Украине многие. Для того, чтобы понять как живет трудовая Бельгия, нужно посетить районы для бедных. И вот мы в Антверпене идем от центральной площади, от монументальных построек 15-17 веков, спускаемся к уютному дворику, домам из красного кирпича.
– А здесь у нас социальное жилье, – сообщает нам гид.
И мы украинские журналисты, видавшие много на своем веку и в своих регионах, окончательно понимаем, что Европа для нас – это другая планета.
То, что мы видим перед собой, никак не вяжется сословом социалка. Мы знаем что такое наши общаги, наши малосемейки и наши гостиницы. Нет это не поселок им. 40 лет Октября, не Химзавод и не шахтерское общежитие. В самом центре Антверпена. В порядке и чистоте… В памяти всплывали живописные картины – общежития где-нибудь на окраине города, порой без окон и дверей…
– У нас оно по-настоящему социальное, – продолжает шокировать бельгийский экскурсовод. – За проживание здесь с людей берут определенный процент от зарплаты, независимо от ее размера. Поэтому платить за квартиру в этом районе людям с высокими доходами просто не выгодно и они покупают хорошее жилье в других районах.
– Мы тоже хотим стать малообеспеченными бельгийцами! – шутит кто-то из нашей группы. Хотя, скорее всего, это не шутка.
– А получают жилье только коренные жители?.. Или кто-то еще?
– Почему же? И приезжие тоже! – охотно отвечает экскурсовод.
Уточнять, кто же еще из скромности мы не стали. Но малообеспеченным бельгийцам по хорошему позавидовали. Это по-европейски… Точнее – по-бельгийски… Еще точнее – по-антверпенски…
Антверпен – мировой центр обработки и торговли бриллиантами, и несмотря на отдаленность от моря, входит в двадцатку крупнейших портов мира и является вторым в Европе. Так что равняться на таких «монстров» не приходится. Это не наша павлоградская утилизация ракетного топлива, не наша плавка металлолома, и не наша чадящая свалка.
Но вздохами о социальном бельгийском жилье наша евроэкскурсия не ограничена. У нас еще запланированы встречи с представителями Европарламента в Брюсселе и представителями Совета Европы в Страсбурге. Мы еще будем смотреть со смотровой площадки Эйфелевой башни на Париж. Но об этом в следующих номерах.

(Продолжение в следующем номере)

Павлоград – Антверпен – Брюссель – Париж – Страсбург

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ