КУДА ВЕДЕТ ДОРОГА СИРОТЫ?

0
392

Кризис… Безработица… Но сложней всего в наше непростое время приходится все-таки сиротам – детям, которые выросли, достигли совершеннолетия, без материнской ласки и отцовской заботы. Перед многими из них сегодня стоят важные вопросы: Где жить? Где работать?
– Проблема трудоустройства сирот год от года обрастает все новыми и новыми сложностями, – рассказывает директор Западно-Донбасского профессионального лицея Владимир Демьянович Степаненко. – На учебу в ЗДПЛ приходят иногородние дети-сироты, из Першотравенска, Петропавловки, Магдалиновки и др. Получив в Павлограде образование и рабочую специальность, дети остаются в городе, не имея ни жилья, ни работы. Нет такого пункта в законодательстве, где оговаривалось бы обязательное возвращение иногородних выпускников, после окончания обучения, в родной город. Поиск жилья и работы для таких детей ложится на плечи инженерно-педагогического коллектива лицея, с помощью органов местной власти мы должны предоставить сиротам жилье и первое рабочее место.
А поскольку нового социального жилья в городе не появляется, то помочь определиться сиротам с местом жительства очень непросто. Скажем, в общежитии по ул. Промышленной 9/1 проживают порядка 15 сирот, бывших выпускников ЗДПЛ.
Лицей принял на работу секретарем сироту, получившую специальность у нас же оператора компьютерного набора. Сироты работают у нас слесарями и операторами.
В этом году ЗДПЛ выпустил 15 сирот, получивших специальности столяра, повара, сварщика. Пятеро до сих пор не определены на работу.
Проблема состоит еще и в том, что сами сироты … не хотят работать, не хотят заниматься своим жильем. Бывает так, что некоторым сиротам достаются в наследство квартиры. Но дети от них отказываются, просят предоставить им общежитие: так проще – квартиру ведь надо ремонтировать, оплачивать своевременно коммунальные платежи и пр. Понятно, что поведение сироты зависит в большей степени, от его уровня развития, от образовательного, профессионального и нравственного уровня. А если учесть, что мы принимаем детей из спецшкол-интернатов Павлограда, Першотравенска, Магдалиновки, то, понятно, что это специфический контингент. Но все выпускники мечтают о высоких доходах.
К сожалению, об этом не принято говорить, но система подхода к воспитанию сирот у нас не совсем правильная: в интернатах с ними нянчатся, чрезмерно опекают, вместо того, чтобы готовить к самостоятельной жизни. Сироты, усвоившие одну истину для себя, что все им должны и обязаны, во взрослой жизни не приучены прилагать собственные усилия к тому, чтобы чего-то добиться. У большинства таких детей не привито умение самостоятельно принимать, порой, жизненноважные, решения. Может, действительно надо менять подход к системе воспитания сирот?!
И материальная стимуляция для сирот должна быть другой. Скажем, в лицее сирота получает на руки ежемесячно сумму порядка 1,5 тыс. грн., в которую входят стипендия и компенсация за питание. В общежитии они проживают бесплатно. В итоге получается, что мы воспитываем иждивенцев, которые уже приучены просто потреблять, не имея желания что-то производить. Многие из сирот получают пенсию по инвалидности, пенсию по потере кормильца, и живут на подаяния, рассчитывая на то, что их кто-то будет жалеть: давать еду, одежду и деньги на мелкие расходы. Девчонки-сироты сразу же, переходя в статус самостоятельных, рожают детей. А дети для таких горе-мамаш, как правило, тоже служат средством получения денег – средств к существованию. И, к сожалению, лицей – это последняя инстанция, которая должна “расхлебывать”, заваренную обществом “кашу”, поскольку трудоустройство и поиск жилья для сирот вменяется в наши обязанности. По-человечески, мы вникаем в ситуацию каждого ребенка, помогаем ему во всех этих вопросах, не отказываемся от заботы о нем, но курировать его в дальнейшем по жизни, у нас такой возможности нет.
Понятно, что дети изначально должны воспитываться в семье, где их приучают к домашнему труду, умению обслуживать себя, показывают, как рассчитывается семейный бюджет, дети, выросшие в семьях, понимают, что прежде, чем на что-то потратить деньги, их надо заработать – просто так их никто не дает.
В целом, по Украине сеть интернатов очень большая – порядка 700 учреждений. Несмотря на то, что число детей в интернатах снижается, число этих учреждений не уменьшается. Существует в нашем государстве и общественное движение, волонтеры выступают против интернатов, которые, по их убеждению, калечат личность. Выпускники интернатов, в большинстве своем, не умеют стирать, готовить еду, разумно тратить деньги, общаться с одногодками – отсюда, убеждены противники интернатов, и возникают сложности у воспитанников этих заведений.
Данные статистики суровы: в 35 раз сироты чаще других становятся алкоголиками, в 45 раз, даже получив образование, становятся безработными, и в 100 раз чаще сироты получают судимость.
Но отказаться от интернатов сегодня никто не предлагает: нет у нас сегодня такого количества желающих, которые согласились бы усыновить, опекать брошенных детей, не получило широкого развития у нас и практика создания домов семейного типа.
А в Украине сегодня более 100 тыс. брошенных детей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ