ПЕРВОКЛАШКИ СТРОЙТЕСЬ В РЯД!

0
396

Отзвенел последний звонок, опустели школьные коридоры, счастливые выпускники мечтают о новой жизни. Выпускники следующего 2011 года станут последними кто окончит школу по 11-летней системе. В 2012 году 11-классникам аттестатов уже не дадут. Старшеклассники будут вынуждены продолжать обучение в 12 классе. Станет ли это благом для школ г. Павлограда, ведь на протяжении последних лет много говорится об оптимизации школ? – корреспондент «Бегемота» обратилась к заведующему павлоградского ГОРОО, Осипчуку Александру Борисовичу.

– В этом году впервые уменьшение количества учеников в школе, можно сказать, остановилось. Если за последние 5-6 лет число учащихся по Павлограду уменьшалось, примерно на 700-800 человек, то в этом году ситуация стабилизировалась за счет увеличения количества поступающих в школы первоклассников. В 2009 году у нас во всем городе было почти 1100 первоклассников, тогда как раньше – 800-900. Как вы помните, в 2002-2004 годах наблюдался небольшой рост рождаемости, пик которого пришелся на 2006-2007 года. Теперь эти дети подрастают и приходят к нам в школы. То есть, имеются все основания полагать, что в ближайшие 3-4 года количество первоклассников будет увеличиваться. Сейчас в Павлограде 10 тысяч 800 учащихся в городе. И мы считаем, что эта цифра не уменьшится.

– Александр Борисович, на какое количество первоклассников вы рассчитываете в новом учебном году?

– Думаю, не менее 1000-1100 человек. Однако назвать точную цифру пока сложно. В законе об образовании четко не указано, с какого возраста детям необходимо идти в школу. Поэтому родители по своему усмотрению могут отдать ребенка в школу как в 6-летнем, так и в 7-летнем возрасте. У нас сейчас как раз идет процесс записи детей в первые классы, который будет продолжаться вплоть до 1 сентября. Так что некоторые родители, возможно, еще размышляют, оставить ли ребенка дома до 7 лет или записать в школу.

– Что можете сказать по поводу наполняемости школ? Известно что с эти у нас были проблемы.

– Здесь ситуация также остается стабильной. Есть школы, в которых наполняемость составляет 100% – это школы № 1, 3, 9, но есть и школы с наполняемостью 60-70%, а вот в 13 и 14 школах наполняемость даже менее 50%. Естественно, возникает вопрос, как быть в этой ситуации. Мы возлагали определенные надежды на 12-летнее образование, так как в этом случае у нас увеличился бы контингент учащихся и наполняемость наших школ примерно на 1000 человек. Но согласно последнему заявлению Министра образования Д.В. Табачника, Верховная Рада может проголосовать за отмену 12-летнего образования, и тогда количество учащихся у нас останется прежним.

Как я понял из заявления министра, это связано больше с экономическими проблемами. Представьте, что произойдет резкое увеличение числа учащихся на 300 000 человек. И это повлечет за собой дополнительные финансовые затраты на персонал, учебники, питание, энергоносители и т.д., в размере около 4 млрд. грн. Государство к таким расходам не готово. Также, оканчивать школу в 18-19 лет для нашей быстрорастущей молодежи не совсем уместно, поэтому было предложено перейти на 11-летнее обучение. Но с другой стороны, если 12-летнюю систему отменят, то дети, которые пойдут в 10-й класс, станут заложниками ситуации, ведь в этом случае они будут вынуждены пройти за 2 года программу, которая была рассчитана на три года.

Предусматривается, что в детских садах будут работать так называемые подготовительные классы, т.е. дети 6-летнего возраста будут оставаться в детских садах, частично изучая школьную программу – азбуку, чтение, письмо. На мой взгляд, это правильно. Потому что в 6 лет дети психологически и физически еще не готовы к тому, чтобы переходить в школу, тем более, если учитывать слабую иммунную систему наших детей. Но вместе с тем, это повлечет за собой усугубление проблемы с местами в детских садах. На данный момент наиболее остро стоит проблема с детскими садами на поселке ПШС и в центральной части города. В таких поселках, как Химзавод, 40 лет, ПЗТО ситуация обстоит намного лучше. Так что мы пока не знаем, как будем выходить из этого положения.

Кстати, я хотел бы обратиться к родителям, которые переживают о том, что их дети должны прийти в первый класс уже полностью подготовленными, и поэтому нанимают для них репетиторов. Я считаю, что в этом нет никакой необходимости. Когда дети придут в первый класс, их там научат и читать, и писать, и считать. И отношение к этим детям будет такое же, как и к тем, кто пришел в первый класс, имея определенную подготовку.

– Александр Борисович, в связи с недостаточной наполняемостью, не планируется ли закрывать школы в Павлограде?

– На данный момент речь о закрытии школ не идет. Возможна только реорганизация некоторых школ. В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации школы №22, которая находится на Горветке, где обучаются дети с 1 по 4 класс. Но ввиду определенной специфики этой школы – она работает как школа поддержки здоровья детей, в ней достаточно много – около 40% детей из других микрорайонов. Если перевести этих детей в школы по месту жительства, то на освободившейся площади мы могли бы возобновить работу детских групп и реорганизовать эту школу в учебно-воспитательный комплекс – школу-сад, где будут и группы детского сада, после окончания которого дети будут оставаться в этом же здании, но обучаться уже по школьной программе.

– Какие еще меры могут быть приняты по оптимизации школ?

– В настоящее время стоит вопрос о школах с наименьшей наполняемостью – это школа СШ №16 на поселке ПШС, СШ №20 на поселке РТС и СШ №18 на поселке Литмаш. Сейчас эти школы по своему положению считаются школами 1-3 ступени, поскольку там обучаются дети с 1 по 11 классы. Но ввиду недостаточного количества учащихся, мы рассматриваем возможность реорганизации этих школ в школы 1-2 ступени – т.е. так называемые школы-девятилетки. С одной стороны, это позволит сэкономить на заработной плате, так как уменьшится число учителей, а заработная плата учителей составляет порядка 75% нашего бюджета. Но с другой стороны, хотя количество детей сократится примерно на 100 человек, затраты на тепло, электроснабжение и технический персонал в здании останутся прежними.

Что касается 18-ой школы, то здесь рассматривался вопрос о том, чтобы перевести в нее детей из школы-интерната, которая находится рядом. При этом освободившееся помещение интерната могло бы быть передано на нужды города. Но это связано с рядом проблем, и поэтому пока этот вопрос также нерешен.

– Какие действия вы планируете предпринять в отношении таких школ, как СШ 13 и 14?

– В 2006-2007 годах мы плотно изучали вопрос о закрытии школы № 14, которая находится на поселке Сосновка, и переводе детей в школу №12. Там и кадров больше, и возможности школы лучше. Но в этом случае остается нерешенным вопрос подвоза детей, ведь поселок Сосновка очень растянут, а рассчитывать на городской транспорт особо не приходится. Во-вторых, сейчас нами рассматривается вариант реорганизации этой школы в учебно-воспитательный комплекс «школа-сад». Для этого, конечно, необходимы большие капиталовложения: на ремонт помещений, покупку мебели, создание умывальников, туалетов для детей. Но, тем не менее, я считаю, что это перспективная и хорошая идея.

Касательно 13-ой школы, мы пока не ставим остро вопрос о закрытии, но их будущее зависит от них самих. Многие жители этого микрорайона уже сделали выбор в пользу центральных школ – №1, 2, 9, 12, 17. В настоящее время в данной школе осталось порядка 80 учащихся. И говорить о том, что дети, обучающиеся в этой школе, являются конкурентоспособными по сравнению со своими сверстниками из других школ, честно говоря, не приходится, поскольку профессиональный уровень учителей в больших школах несравнимо выше и школьная база больше. Было бы здорово, если бы городские власти взяли на себя организацию подвоза этих учеников. А если возникнет необходимость, мы могли бы реорганизовать школу №13 в начальную школу, чтобы дети с 1 по 4 класс обучались у себя на поселке, а начиная с 5-го класса, переходили в центральные школы.

– Мы с вами говорили о том, что Верховная Рада может отменить 12-летний срок обучения в школах. Если все же этого не произойдет, абитуриентов в 2012 году не будет, в результате чего часть преподавателей вузов может остаться без работы. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

– У нас в стране слишком много высших учебных заведений, и количество студентов превышает число студентов в Европейских странах. А учитывая отсутствие у нас рабочих мест для выпускников вузов, учеба в вузе превращается в некую отсрочку от безработицы. В Украине около 50% выпускников вузов вынуждены работать не по специальности, и даже выполнять грязную работу. При нашей экономике, возможно, и правильно то, что человек идет работать слесарем или строителем, и, выполняя такую работу, может получать гораздо больше, чем выпускник вуза.

Сейчас около 80% нашей молодежи имеет высшее образование, но если высшее образование не приносит материальной пользы, то возникает вопрос – в чем его ценность? Только в наличии диплома? Но не всегда наличие диплома определяет уровень интеллекта человека. Поэтому вряд ли нам стоит переживать из-за уменьшения количества студентов.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ