ЛОВУШКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

0
321

Рыночная экономика, капитализм, – эти слова тешат тех, кто хотел бы жить в цивилизованном государстве. Хорошеют и развиваются рынки. Уже не сбивают покупателей огромные телеги, снующие взад-вперед между торговыми рядами. Приличные павильоны, под ногами красивая плитка… Но оказывается за всей этой красотой бушуют нешуточные страсти. Дело в том, что вся эта красота создана за средства рыночников. И как считают сами предприниматели, никаких прав на эту “красоту” они не имеют. 2 года обитатели рынков жили в мире. Пока в начале 2010 года не пришлось обновлять договора аренды.
– Когда в начале 2010 года мы пришли перезаключать договора аренды, то никто сразу не обратил внимание на внесенные изменения, – рассказывает доверенное лицо предпринимателей рынка “Юлана” Татьяна Панчоха. – Внешне он выглядел так же, как и за 2009 год. А оказалось, договора составлены “драконовские”. Теперь директор рынка может за 2 недели или за месяц вынести предписание и по истечении этого срока “попросить” предпринимателя с его места. А ведь большинство из этих предпринимателей сдали по 15 тыс. на возведение контейнеров, и это лишь стоимость коробки, были еще затраты на отделочные работы, электропроводку, после чего с некоторыми из них (150 человек из порядка 500) директор заключил инвестиционные договора и в случае их ухода с рынка они получат затраченные деньги. Остальные не имеют такой возможности. Сейчас все контейнера стоят на балансе рынка, а предприниматели их арендуют. И теперь в любой момент могут оказаться “за бортом”. Уже были случаи, когда людей убирали с их мест, предоставляли им другие, за которые снова приходилось платить немалые деньги.
Кроме того, директор хочет внести пункт: если арендатор не оплачивает место в течение 3 месяцев, то его можно убрать. Ему нужны такие рычаги воздействия, хотя все платят своевременно. И при этом в администрации рынка с арендаторами не церемонятся.
Да и с охраной “начудили”. Согласно договору, администрация рынка обеспечивает охрану имущества арендаторов. Наняли охранную фирму. В договоре указано, что с охранным предприятием заключила договор администрация, и предприниматели, по идее, не должны иметь к этому отношения. Но сейчас нас “прижимают”, чтобы мы заключали индивидуальные договора и платили с каждого квадратного метра по 10 грн. Пока мы оплачиваем охрану по 25 грн с места. А что будет? Есть контейнера по 60 кв. м, в месяц за охрану придется выложить 600 грн! За что? Тут еще и торговля слабая.
– Проблема возникла именно по рынку “Юлана”, – говорит заместитель председателя отраслевого совета Любовь Садовниченко. – Вот на Центральном рынке директор пошел на определенные уступки, в чем-то и предприниматели поступились. Целый месяц по каждому пункту договора работали и юристы, и предприниматели, и дирекция рынка, потом еще был диалог в присутствии работников исполкома и представителей отраслевого совета. К консенсусу пришли. А по “Юлане” вот уже 2 месяца никак не сдвинемся с мертвой точки. И самое интересное, директор пообещал на общем собрании, что заключать новые договора будем после 9 мая, но потом полностью отказался от своих слов. Мол, действующие договора имеют законную силу. Конечно, в чем-то предприниматели сами виноваты, что не дочитались до каверзных пунктов. Просто время сейчас такое: нужно выжить, заплатить за аренду, местовое, налоги. Люди эту зиму еле пережили, работали в убыток. Многие потратили все ранее накопленные средства. Все ушло на контейнера, плюс кредиты взяли. Кто квартиру заложил, кто – машину. А теперь в такое время еще и выгнать могут с места. Люди готовы отстаивать свои права. На общем собрании избрали доверенных лиц, которые будут заниматься этими вопросами. В протоколе с таким решением подписались 187 предпринимателей.
– Люди, наверное, забыли, что мы живем при капитализме, а не при социализме, – комментирует ситуацию директор рынка “Юлана” Валентин Чекалин, – и никакие протоколы с подписями 187 человек не имеют значения. С каждым предпринимателем у нас заключен договор отдельно. Никаких заявлений о том, чтобы перезаключить договор или дополнить, к нам не поступало. Ныне действующие договора мы отправляли на правовую экспертизу в государственный комитет по предпринимательству и получили мотивированный ответ, в котором записано, что они “в целом соответствуют содержанию типового договора”. Это значит, что правовой надобности в смене договора нет.
Этот вопрос решается только двумя сторонами и никакая третья сторона не должна вмешиваться. А к нам приходят представители Галузевой рады и заявляют, что наши договора не соответствуют типовым, что они сложные для предпринимателей. Ну, во-первых, если люди чего-то не понимают, то пусть учатся или хотя бы приходят за разъяснениями. Вначале мы и впрямь подумали, что что-то не так, пошли на контакт, выслушали претензии по отдельным пунктам, а параллельно обратились к уполномоченному по вопросам защиты прав предпринимателей, ведь мы такие же предприниматели, и получили положительный ответ. А во-вторых, в компетенцию отраслевых советов не входит право вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, в волеизъявление сторон при заключении договоров…
Само предпринимательство предусматривает определенный риск. И никто не берет в учет все, что могло бы произойти. Администрация рынка – такие же предприниматели. И если у них аренда торгового места – это лишь одна из составляющих бизнеса, то у нас передача в аренду торговых мест – это основная деятельность, и мы должны себя каким-то образом обезопасить, получить какие-то гарантии. Вот это и есть те 2 недели для предупреждения. Но эта мера применяется очень редко и лишь в тех случаях, когда происходит реорганизация рынка либо при прямых нарушениях условий договора.
Что касается оплаты за контейнера, то никто из заплативших не возмущается. Такие вопросы задают лишь те, кто не вкладывал ничего в строительство. Действительно, в 2008 году мы брали в заем деньги у людей. И было 2 варианта: с одними мы заключили договор займа – по сути, это оплата аренды наперед, с другими договорились, что они могут в любое время либо продать свое место, либо получить назад всю сумму займа, для чего составлялись допсоглашения. Кстати, назад деньги никто не требует, потому что выгоднее продать это место намного дороже. А вообще, эти контейнера – собственность рынка.
И по охране, – мы охраняем объекты арендаторов торговых мест посредством охранного агентства. И в случае кражи ответственность ложится на администрацию рынка, как это было недавно, мы возместили пострадавшему предпринимателю ущерб. При этом можно только представить, какая сумма денег заложена в товары по всей территории рынка. И я должен все это охранять. Соответственно, охрана должна быть серьезная, и должен быть порядок на рынке. Поэтому, чтобы себя обезопасить, мы предлагаем(!) вариант заключения договоров напрямую с фирмой. Кстати, на Центральном рынке охранная фирма заключила договора с каждым предпринимателем.
Решить проблемы под силу лишь двум сторонам за столом переговоров. А у любого человека всегда есть выбор. И выход тоже всегда есть.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ