СВЯТОЕ ДЕЛО

0
276

Мы крещеные, но мы живем в языческом мире, где люди ходят к колдунам и гадалкам, где люди сверяют свою жизнь с восточными гороскопами. Суеверия в нашем мире занимают особое место.

Мы верим в магическую силу отдельных людей. Мы верим в чудеса, о которых сегодня нередко рассказывает нам телевидение. Где-то в подсознании прячется вера в то, что покойники знают о том, что происходит в нашей жизни и даже могут нас защитить от многочисленных бед. Мы славяне, поэтому все разговоры о сглазах, гадалках и приворотах, – для нас не диковинка.

Ну, кто не слышал о бабках, старающихся заполучить воду, которой обмывали покойника, или же землю с могилки в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в каких-то делах. Нередко в семье покойного, после поднятия гроба переворачивают табуретки, на которых стоял этот гроб, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала занавешивают покрывалами и скатертями, для того чтобы не увидеть в них душу покойного. Зато уж на кладбище в поминальные дни народ дает себе волю: вместо того, чтобы, убрав могилу, зажечь свечу и помолиться, прямо на там разворачиваются масштабные пьянки. На могилы выставляются продукты и водка. И никто не задумывается о том, что мертвым от нас ничего не надо, кроме искренней и сердечной молитвы да доброго слова.

– Помяните усопшего, но ни в коем случае не водкой! – предупреждает митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. – Не печальтесь и не плачьте о погребенном, ведь в поминальные дни приходят на могилу, чтобы разделить с покойными радость светлого праздника и вспомнить, что души умерших живы. Нельзя нести на кладбище спиртные напитки. Я не устаю напоминать батюшкам, чтоб, если они видят на могилке или на столике возле нее спиртное, говорили, что это недопустимо.

Только в силах ли митрополит отучить нас от привычки выпивать по любому поводу? Если так заведено испокон веку, – так куда ж тут попрешь? Выпить за упокой души – святейшее дело. Не мы ж это придумали, – не нам и отменять, – так обычно рассуждают поминающие.

Почему же водка на кладбище не уместна? – с таким вопросом мы обратились к Благочинному Павлоградского церковного округа протоиерею Валентину Цешковскому.

– Конечно, спиртное на кладбище недопустимо для христиан, – отвечает отец Валентин. – Ведь в Писании написано, что всякое вино увеселяет человека, а кладбище – это не место для увеселительных мероприятий. Люди устраивают настоящие тризны на кладбище в поминальные дни и упиваются до такой степени, что возле могил умерших разгораются споры, ругань, а отдельные трапезники даже уйти с кладбища своими ногами уже не могут… А вы задумайтесь, ведь среди усопших много тех, кто не успел перед смертью покаяться или нагрешил в жизни, а они и без того находятся в месте, лишенном света – в аду, где им очень плохо. Они смотрят оттуда на своих родных в надежде на облегчение, а вместо смирения и молитв родственников видят пьянство, ссоры и языческое поклонение. Им становится еще хуже оттого, что и близкие им люди не получат спасения. Вспомните притчу Иисуса Христа о богаче и Лазаре, приводимую в Евангелии от Луки:
“Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их”

В поминальные дни надо приходить к заранее приведенным в порядок могилкам умерших родственников, похристосоваться с ними, передать благую весть Воскресения, помолиться, пообщаться. Нужно быть в хорошем расположении духа. Можно принять трапезу – пасочку, сладости, подавать в эти дни детям на кладбище или нуждающимся. Но никакого спиртного там быть не должно. И на могилке не оставляйте никаких продуктов. В эти дни по кладбищу специально ходят наши батюшки, которые могут кратко помолиться за ваших умерших родственников. Вы можете передать записку, по ней потом на вечерних службах будет молиться церковь. Кстати, в течение четырех дней по вечерам проходят специальные службы, и если у вас есть время и желание, – приходите, и ваши молитвы будут услышаны. Прямо на кладбище мы принимаем даяния, которые потом передаем в интернаты обездоленным детям или малоимущим, что приходят к нам в церковь. Делая благие дела, вы не только спасаете свою душу, но и радуете умерших родственников. На могилке с молитвой можно поставить церковную свечку, их также предлагают священнослужители, если вы не приобрели заранее. Мы ничего не навязываем, а только предлагаем.

Пора бы уже не просто называться христианами, но и быть ими – прислушиваться к советам пророков, чтобы не быть впоследствии в положении богача из притчи. Может, тогда в нашей жизни наступит божественный порядок, именно то святое, чего нашей жизни так не хватает.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ