Лечит колокольный звон

0
341

Празднование Дня города в Павлограде началось с колокольных перезвонов. Так впервые, в честь 229-го его дня рождения, проходил колокольный фестиваль.  В нем участвовало четыре звонаря: настоятель Николаевского храма в с. Вязовок, неоднократный победитель Всеукраинских фестивалей колокольных звонов отец Петр Бакай, регент и звонарь в Спасо-Нерукотворного Образа кафедральном соборе  Александр Голубов, чтец и певец из Успенского храма Максим Преймук и 12-летний пономарь Успенского храма, певец мужского хора Павлоградского благочиния Кирилл Цешковский. Кирилл, кстати, учится в 6 классе сш №1, а в музыкальной школе №1 обучается игре на фортепиано и вокальному пению.
Вместе с ними по узенькой лестнице с крутыми ступеньками поднимаюсь на колокольню. На ветхих кирпичных стенах развешаны небольшие иконы. Пахнет ладаном. Через оконца видны крыши домов и верхушки деревьев.
На колокольне семь колоколов. Они соединены друг с другом  веревками.   Привычными движениями  звонарь тянет веревки на себя, и колокола  откликаются.  Их звучание нарастает.  И вот уже спокойные нежные переливы переходят в торжественный радостный звон.  Все семь звучат одновременно. И этот звон радует. 
Ещё никогда я не слышала колокольное звучание так близко. А здесь, на колокольне,  – и  небо будто  ближе. И кроме неба нет ничего.
В это время внизу, во дворе храма, группа людей, среди которых и депутат Верховной Рады Артур Мартовицкий, слушают рассказ отца Валентина.
– Колокольные звоны появились ещё до Рождества Христова, – рассказывает  Благочинный Павлоградского церковного округа протоиерей Валентин Цешковский. – Их предназначение – сообщать о каких-либо событиях, призывать участвовать в религиозных языческих обрядах.
Колокольный звон начал развиваться вместе с крещением Киевской Руси. В 12 веке на Руси начинается свое литье колоколов. С нашествием татаро-монголов происходит затишье. А вот с 14 века колокольные звоны и литье приобретают широкое распространение по Руси. Каждый храм хотел иметь колокольные звоны.
С приходом Петра-I колокола стали снимать и переплавлять на пушки. С храмов в Москву свезли множество колоколов. Отлили первые пушки, попробовали испытать их в бою, но неудачно. Тогда снятие колоколов остановилось.
18-19 век – расцвет и процветание колокольного литья. Каждое село до 1917 года имело не только храм с куполами, но и колокола. С приходом советской власти колокола объявили врагами. Их снимали и переплавляли на нужды советского хозяйства, продавали за границу. Даже если в церкви и были колокола, пользоваться ими запрещали ради тишины советских трудящихся.
В 1987г. я застал Успенский храм с колоколами, которые были сделаны из газовых баллонов. Они не висели на колокольне и были почти неслышными. На смену им в 1990 году были привезены первые колокола, которые начинали лить в Воронеже. Освящены они 4 ноября 1990 года в Успенском храме. Это были первые возрожденные колокола на Павлоградщине. В 1991 году, когда 15 февраля открылся Собор, в марте мы приобрели воронежские колокола другого литейного цеха. Они имеют более мягкое звучание, колокол имеет другой сплавной состав: медь, олово и серебро.
Звучание колоколов – это проповедь, это призыв людей к службе. Ученые доказали, что звучание колоколов благотворно действует на людей, которые страдают от депрессий, психических нервных расстройств и бессонницы.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ