СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ. «Генералов» в почтовой «армии» становится все больше

0
257

«Реформы» в «Укрпочте», после смены руководства, которое произошло год назад, начались с раздувания численности центрального аппарата: за считанные месяцы он увеличился почти на 300 человек. Общее количество работников центрального аппарата достигло почти 500 человек. Чтобы рассадить всех вновь принятых работников, в помещении генеральной дирекции уже не хватает кабинетов. Для сравнения: пять лет назад в киевском офисе «Укрпочты» трудились около 220 человек, которые справлялись с тем же объемом работы. Сегодня у первого руководителя государственного предприятия восемь заместителей, пять советников, один помощник. В генеральной дирекции — 18 департаментов, 84 отдела и службы. И у каждого отдела — начальник, у каждого департамента — директор и заместитель. Но как же объявленная Президентом Украины Виктором Януковичем в конце 2010 года админреформа, направленная на сокращение числа ведомств и чиновников? Тогда глава государства поставил цель сократить не менее 20 процентов чиновников на местах и сэкономить бюджетные средства. А накануне 2013 года сам заявил о сокращении на 12 процентов расходов на обслуживание и организационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности Президента и его администрации.
Зато верхушка почтового ведомства ограничивать себя в чем-то не желает.    Между тем,  зарплата у генерального директора «Укрпочты» — в 20 раз выше, чем у рядового почтальона, — около 30 тысяч гривен. Средняя заработная плата в головном офисе, по итогам минувшего года, составила почти 11 тысяч гривен.
«Аппаратчики» имеют надбавки до 100 процентов от оклада, премии в размере 80—100 процентов оклада, материальную помощь к отпуску в размере среднемесячной зарплаты.
А вот на рядовых почтальонов и операторов такая забота не распространяется. И зарплаты у тех, кто на своих двоих топает к клиенту «с толстой сумкой на ремне», — гораздо скромнее: всего полторы тысячи гривен, и надбавок и премий большинство почтовиков давно не получает. И пока в центральной дирекции год от года раздуваются штаты, количество работающих в отрасли с 2008-го сократилось на 12 тысяч человек, а количество почтовых отделений — на 2 тысячи — до 13 тысяч отделений.
Расширяя центральный аппарат и раздувая его содержание, новая команда жестко экономит на зарплате рядовых работников и вынуждает почтальонов и операторов затягивать пояса. В 2012 году «Укрпочта», будучи прибыльным предприятием, не обеспечила выполнение требования законодательства Украины о минимальных социальных гарантиях, предусматривающих перевод работников с 1 декабря 2012 года на минимальную зарплату 1134 гривны и с 1 января 2013-го — 1147 гривен.
А последнее «новшество» нового руководства уже в новом, 2013 году поразило весь коллектив «Укрпочты» своим цинизмом. Фонд оплаты труда в І квартале установлен таким образом, что исключает всякую возможность осуществлять дополнительные выплаты почтальонам, операторам, водителям и другим категориям работников. То есть ситуация складывается в полном соответствии с поговоркой: «Один — с сошкой, семеро — с ложкой». «Генералов» в почтовой «армии» становится все больше, а рядовых — все меньше. Маленький пример: пресловутая торговля бытовой химией, продуктами питания и т. п. — непрофильная услуга, отнимающая силы и время у почтовых работников, занимает в структуре доходов почтового ведомства менее пяти процентов. Но в генеральной дирекции создан целый департамент торговли, состоящий из трех отделов. И соответственно — директор, заместитель, начальники…
Давайте теперь посмотрим, каких же результатов достигла «Укрпочта» после смены генерального директора. Ведь люди, получившие должности и кабинеты, обязаны отрабатывать высокие зарплаты и трудиться на благо развития ключевой отрасли связи. Нынешнее руководство предприятием испытывает необъяснимую любовь к дорогостоящим проектам, которые по карману коммерческой компании, но уж никак не государственному почтовому оператору. Вот лишь несколько примеров.
Для составления проекта реструктуризации розничной сети «Укрпочта» привлекла международную консалтинговую компанию Ernst&Young. Услуги этой компании недешевы и, как правило, по карману большому бизнесу. Нанять консалтинговую компанию для разработки такого проекта – все равно, что разво-зить почту на «майбахах». На сторонний консалтинг новому руководству не жалко 13 миллионов гривен в год.
Вторым широким жестом ведомства Оксаны Плотниковой стала покупка системы автоматизации процессов SAP. По отзывам специалистов, это самая дорогостоящая из имеющихся на рынке систем, позволить которую может себе не каждое предприятие. Только за три года эта система потребует расходов в размере 650 миллионов гривен. При том, что в предыдущие годы общий объем инвестиций в развитие «Укрпочты» не превышал 140 миллионов в год. Таким образом, все средства на модернизацию «съест» новый проект. Никто не спорит, почта обязана идти в ногу с прогрессом. И в отрасли уже создана корпоративная коммутационная система, на которую за десять лет затрачено менее 150 миллионов гривен. Но как мы видим, нынешнее руководство не любит решать проблемы за счет внутренних ресурсов, а предпочитает платить деньги посторонним компаниям.
Среди «первоочередных» задач, за решение которых взялось новое руководство, стала закупка навигаторов — GPS-модулей — на общую сумму 12,5 миллиона гривен для ведомственного парка автомобилей. Обслуживание этой системы обходится в более чем 10 миллионов в год, или 208 гривен за один автомобиль в месяц. Денег, потраченных за пять лет на эти нужды, хватило бы для обновления четверти автопарка отрасли, где 60 процентов машин отработали свой ресурс.
А почтальонов ведомство решило пересадить на велосипеды: более 13 тысяч двухколесных изделий на общую сумму 13 миллионов 340 тысяч гривен приобретены в конце минувшего года. Как писали 18 октября 2012 года «Комментарии», поставщиком велосипедов является ООО «Планета Аква» — предприятие, зарегистрированное в Киеве и указывающее в виде деятельности производство и продажу минеральной воды и безалкогольных напитков.
Велосипеды приобретены белорусские, хотя есть отечественные аналоги в два раза дешевле. И вопрос не только в цене. Многие ли из 43,4 тысячи почтальонов захотят пересесть на двухколесный велосипед? Подавляющее большинство из них — женщины, которым далеко за 40. Но желания работников никто не спрашивал. Дают — бери. Хотя двухколесная машина не приспособлена для развозки почты: для этого в мире существуют трех- и четырехколесные велосипеды, которые мы можем видеть в иностранных фильмах. Однако у «Укрпочты» — свое «кино».
Журналисты Украины встревожены тем, что качество почтовых услуг ухудшается, количество отделений сокращается, а руководство ведомства в это время оплачивает дорогостоящие проекты сторонним организациям. Государственная почта не выдерживает конкуренции из-за непродуктивных затрат и непрофессионализма в руководстве. Ни по итогам первого полугодия 2012-го, ни по итогам девяти месяцев прошлого года «Укрпочта» не выполнила план доходов. Разве можно говорить о развитии, если предприятие не в состоянии удержать стабильность? И как это характеризует уровень руководства отраслью?
Ситуация, сложившаяся в государственном почтовом предприятии, давно переросла масштабы отрасли и требует вмешательства правительства. В октябре 2010 года, после публикации в «Голосе Украины», ветераны почтовой связи обратились к первому вице-премьер-министру Украины Андрею Клюеву. Авторы коллективного письма выразили обеспокоенность будущим украинской почты, когда «на протяжении нескольких последних лет руководство стратегически важного государственного предприятия, его генеральная дирекция занимаются не решением проблем отрасли и улучшением ее состояния и конкурентоспособности, а решают свои собственные проблемы и поднимают конкурентоспособность нескольких коммерческих структур, присосавшихся за эти годы к телу «Укрпочты» и высасывающих из нее все соки».
В марте того же года тогдашний председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи Владимир Козак направил председателю Государственной службы связи Украины Сергею Краснокутскому запрос «О состоянии дел в УГППС «Укрпочта». Поводом для письма послужили «многочисленные обращения и информация о ситуации, сложившейся в Украинском государственном предприятии почтовой связи «Укрпочта» относительно злоупотребления должностными лицами и превышения своих полномочий при использовании государственных средств».
За эти годы ситуация не улучшилась. Сегодня Андрей Клюев — председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины, а Владимир Козак — министр инфраструктуры. Стоит ожидать, что как люди, не понаслышке знакомые с проблемой, они найдут самое эффективное ее решение, способствующее экономии государственных средств и стабильности работы государственного почтового оператора.

Людмила ОЛЬХОВСКАЯ, председатель правления ВОО «Украинский журналистский фонд»

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ