УКРАИНА БЕЗ ДУРАКОВ

0
301

Если маленьким детям сказки  рассказывают папы и мамы,  то на взрослых дядей и тетей влияют другие люди. На них обычно сказки льются рекой из уст вышестоящих начальников, руководителей министерств и депутатов Верховной Рады. Это они наши папы и мамы, наши бабушки и воспитатели наших детских садов. И уж чего-чего, а недостатка в сказках мы не испытываем.
Исторические сказки, к примеру, нам нужны для того, чтобы мы поражались бесстрашием славных героев. Мы поражаемся… Правда, со сменой власти, эти  бесстрашные  исторические герои вдруг превращаются в убийц и предателей, а предатели и убийцы вдруг становятся борцами за правду. Эти метаморфозы не новость для наших сказочников. Экономические сказки нас учат  ценить настоящее и свято верить в хорошее будущее, в Продовольственную программу, которая насытит всех бедных, или в Доступное жилье, к которому никак не подступишься. Мы ценим наш текущий момент, но с опаской чего-то ждем… Политические сказки учат любить начальников и политическую силу, которая этих начальников нам дает. Мы и любим, в силу своих способностей. Но, со сменой власти, всех представителей полюбившейся политической силы новые сказочники тут же называют бандитами и подлецами. Это наши традиции, наше сказочное лицо.
Могут ли такие сказки повлиять на целый народ? Естественно, могут. Точно так же, как сказка про Петушка-гребешка или про Кощея Бессмертного влияет на ребятишек. Может ли сказочный богатырь стать примером для подражания? Естественно, да.  Только выбери своего героя в украинской сказке. А сказки у нас особые. Например, от русских они отличаются в корне: в русских сказках Иван-дурак и недотепа Емеля сначала ездят на печках и в прорубях ловят щук, а потом уже ходят в героях и целуют цариц. В украинских сказках, обратите внимание, дураки среди героев не водятся вообще. Дураки в украинских сказках проживают вокруг, а герой – сразу умный, хитро- сделанный  наш кузнец, хитромудрая пастушка или ловкий бедняк, который своего не упустит. Пусть даже и зовут его Иваном. Но это украинский Иван, который, пользуясь силами природы и чарами всяких упырей, обязательно добьется намеченной цели.
Украинские сказки намного длиннее, сложнее да и мудренее. По этим сказкам можно понять, что украинцы не любят быть дураками. Зато облапошить кого-нибудь при помощи нечисти и просто так – это у нас святое дело. Тут вам и лисы-аферистки с пушистыми хвостами и золотыми сережками, которые напевают нам сладкие песни с экранов телевизоров да и просто с трибун перед самыми выборами. Тут и волчары  в овечьих шкурках.
А ну, – поклюйте кашку с лисьих тарелок! А ну, – покушайте ваучеров и хлебните замороженных вкладов Сбербанка СССР! Что – не клюется?.. И не хлебается?..  Так это ж, дорогие, мля, соотечественники, народный фольклор в лучших традициях национального творчества. Это, блин, сказка, которая стала былью.
Мы любим сказки о нашем житье-бытье. И нам, в общем-то, нравится, когда кого-то обведут вокруг пальца или кого-то рядом выставят дураком. Но мы-то сами дураками никогда не бываем и быть не хотим. Мы сами всегда очень умные, как знаменитый мужик болтанский, богатырь бусурманский, из известной сказки, который командовал  Ерусланом Лазоревичем, Бовой Королевичем и даже Муромцем. Всех обдурил руководящий  мужик и женился на финише на царевне. Кум королю, сват министру…
Так заканчиваются украинские сказки с чаркой горилки, со сметаной и салом. И в  нашей жизни, если кто не заметил, происходит примерно то же. Не успеешь глазом моргнуть, –  а кого-то уже обманули. В результате хитромудрый мужик вдруг становится генералом, катается, как вареник в масле, пьет горилку. Все, как в сказках, на обмане и подлости… Только история народа, который сам себя бесконечно дурит, запивая каждый свой подвиг горилкою, не закончится свадьбой. В нашей сказке будет другой конец.
– Думаете,  купили спокойствие  и  мир;  думаете,  пановать  станете?! – крикнул бы кто-нибудь нашим современным героям, как когда-то могучий сказочный Бульба кричал своим козакам. – Будете  пановать  другим панованьем: сдерут  с  твоей  головы, гетьман,  кожу,  набьют  ее  гречаною половою, и долго будут видеть ее по всем ярмаркам! Не удержите и вы, паны, голов своих! Пропадете в сырых погребах, замурованные в каменные стены, если  вас, как баранов, не сварят всех живыми в котлах!
Только Бульба давно убит. Давно порубаны в чистом поле запорожские лихие козаки: Сулима, Подкова,  Нечай, Наливайко, Сирко… Четвертованы, сожжены на кострах.
Дураки, готовые сделать что-нибудь для страны, к сожалению, кончились. У нас остались только умные люди, – так украинская сказка  стала былью. И защитить Украину от нечисти некому.

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ