ТАК МЫ ПОСТРОИЛИ ЗАВОД (из воспоминаний Петра Ивановича Долженко)

0
508

Я первый директор ПЗТО. С первого котлована, с первой забитой сваи… Восемь лет жизни. 8 лет – практически без выходных и отпусков. Министерство искало место-площадку по всему Союзу для строительства мощной производственной базы для изготовления технологического оборудования и специнструмента  по обеспечению потребности заводов Министерства общего машиностроения «читай – ракетостроения» и нашло – г. Павлоград.
Мало кто знает, что сначала завод планировали строить на участке вдоль железной дороги на Богуслав. Но нашлась инициативная группа из числа старых работников полигона и встала грудью в защиту. Написали коллективное письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР Смирнову Л.В.   Срочно приехал из министерства Сошин В.Н., раскрыли генплан полигона и обнаружили в правой части от ПМЗ свободное место. Ткнув по-царски пальцем, зам. министра Сошин В.Н. сказал: «Здесь будем строить».
Торопились, потому что необходимо использовать выделенные средства на строительство.  
Начинали строить без геологических изысканий. Нагнали техники, людей, завезли стройматерилы. Начали рыть первые котлованы под забивку свай. Первые 12-ти метровые сваи вошли в грунт как спички в масло, вторые, третьи, -16-ти, -18-ти-метровые также, только 20-ти метровые начали давать «отдачу», то есть вошли в твердый грунт. Сваи забивались, так называясь, «кустами», по 16-ть, 20-ть штук под опорные колонны будущих  огромных производственных корпусов завода.  Стройка пошла полным ходом.   
А за точку отсчета истории завода надо считать 1 марта 1968 года – день издания приказа Министерства общего машиностроения СССР №74 СС о создании производства нестандартного оборудования на п.я. 33. Начали возводить главный производственный корпус площадью в 14 тыс.кв.м. – коммуникации, газ, воду, канализацию, а также высоковольтные опоры. В это время ко мне обратился с просьбой главный геолог, Герой Социалистического Труда за открытие и освоение недр Западного Донбасса, Терешкин. Познакомились. Я посетовал на то, что на стройплощадке тонут сваи. Стали разбираться. Оказалось завод, вместе с ним и карьер силикатного завода посажены на древнее русло речки Волчья, окраине мощнейшего природного пресноводного пласта. Качество воды, по оценке тогдашних специалистов, приравнивалось к Байкальской. Вот так головотяпство местных руководителей – чиновников, строительство ПЗТО и карьера Силикатного завода, – стали причиной гибели крупнейшего в Днепропетровской области, а может быть и Украине, естественного источника пресной воды. И сегодня павлоградцы пользуются некачественной водой из Днепра.
Но отступать было некуда. Стройка кипела. Завод оснащался новейшим, по тем временам, оборудованием. Чтобы обеспечить работающих заработной платой, заготовительные участки и участки мехобработки и сварки заработали еще за год до пуска первой очереди, не в основном корпусе, а в незастекленной эстакаде. Люди работали в полушубках, валенках, как в Великую Отечественную. Чтобы обеспечить загрузку производства я обратился к директору ЮМЗ Макарову А.М., изложил идею, которая в конечном счете сводилась к тому, что мы не просим помощи, а готовы оказать помощь ЮМЗ. Александру Максимовичу это  понравилось. Получив заказ, мы стали полноправными членами ПО «ЮЖМАШ».                               
И вот приезжает как-то после Нового года наш начальник из Москвы, из Главного Технического Управления, Потехин Павел Никитович, смотрит на нашу работу, удивляясь, говорит мне: "Обстановка как в военные годы – молодцы!"
Подходит к одному станочнику, другому, спрашивает:
– Как настроение, какая зарплата?      
И когда узнает, что зарплата 480 – 600 рублей, с возмущением мне говорит:
– У меня, начальника Главка, зарплата 430 рублей, а у тебя тут разврат.
– А у меня – директора завода – 300 рублей зарплата, по штатному расписанию, утвержденной Вами, – отвечаю я в таком же тоне. – А зарплата рабочих соответствует тем условиям, в каких они работают. Кроме того, у нас обрабатываются детали и заготовки из титановых сплавов для ракет, поэтому и расценки выше, и работа престижнее. Во-вторых, мы хотим, чтобы слух о нашем заводе пошел по всей России, тогда к нам поедут даже из Москвы. Так оно и получилось, к  нам двинули рабочие и ИТР из всех уголков СССР. Например, будущий главный инженер завода Завгородний В.Н. приехал к нам из Красноярска, впоследствии заменив меня на посту директора. Случилось даже такое – где-то под Ленинградом строился завод – под личной опекой Л.И. Брежнева. Рабочие оттуда двинули к нам. Из ЦК в Днепропетровский Обком партии пришла бумага с требованием – разобраться. Я перевел стрелки на А.М. Макарова. А  тот говорит:
– За это надо не журить, а похвалить, может быть самого молодого директора в отрасли.
(Продолжение следует)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ